04.11.2013

Place of Power

Написание прошлого поста вдохновило меня на написание этого. Я решила рассказать о своей художественной школе г. Уссурийска.
Располагалась (и располагается до сих пор) она на улице Пушкина в бывшем доме священнослужителя со своим двориком. Может быть своей необыкновенной атмосферой школа обязана именно тому, что само её здание было освещено светлым человеком веры? Может быть. Это был действительно дом для большой семьи и мы все были детьми этого дома.
Я восхищаюсь теми людьми, что работали там: преподавателями и директриссой, Аллой Маратовной, которые бережно сохранили дух этого дома и очень органично привнесли в него учебный процесс. На плане,я набросала по памяти, я отметила некоторые особенности школы, которые уже с порога внушают приходящему туда ребёнку восторг.

План ДШИ

Дворик школы отгораживался от улицы кирпичным забором с калиткой, что сразу настраивало на ощущение пансиона, закрытого от уличной суеты благородного учреждения. Сразу слева на стене здания школы был рисунок в виде открытого окна с цветами - очень красивый и яркий. Прямо напротив входа была стена ещё какого-то здания и на ней был тоже рисунок - яркая абстракция. Во дворе было много деревьев и клумбы с садовыми цветами. На переменках нас всегда "выгоняли" поиграть и побегать на улице, подышать воздухом и сбросить накопившуюся за занятие энергию. А в тёплую погоду обязательно во дворе проходили пленэры - рисование на природе. Перпендикулярно зданию школы стоял принадлежащий ей Секретный Корпус для Старших. Это мы, ученики начальных классов, так его называли, потому что там занимались только ученики старше 2-го класса - у них там были занятия по скульптуре и лепке. На второй этаж этого корпуса вела уличная деревянная лестница. Дверь на этаж почти всегда была закрыта, а вот лестницу мы с огромным удовольствием использовали в своих играх: бегали по ней, ползали, лазили, прыгали с неё...
Отступлю ненадолго от описания самой школы, так как хочу сразу рассказать о внутреннем устройстве и организации. Они были тоже точь-в-точь в пансионе. Дело в том, что расписание занятий и дисциплин распределялось на 5-тилетний курс обучения так, что каждый год тебе добавлялось что-то новенькое, соответствующее возрасту. В первый класс, как я уже говорила, принимали только с 11 лет, но перед этим набирали подготовительный класс. Нам преподавали рисунок, живопись, немного графику и композицию. В первом классе был тот же набор предметов, но уже более углублённый, во втором классе добавилась история искусств, а в третьем - та самая долгожданная скульптура в Секретном Корпусе. Так же, со второй половины 3-го класса девочки могли брать уроки рукоделия - художественной вышивки. Мне всегда нравилось вышивать и я так мечтала пойти на эти занятия, когда доучусь! Но в середине моего 3-го класса мы как раз уехали из Уссурийска.
Таким образом, ты всегда знал, что тебя ждёт и ты знал, что это будет что-то интересное. В нашем большом зале школы всегда стояли на виду картины старшеклассников, развешены вышивки учащихся... Всё это изобилие вызывало только одно желание: "Хочу уметь так же!" И оставалось только доучиться, дорасти до следующего класса, чтобы это твоё желание начало исполняться. Ещё в школе была очень интересная традиция. На видном месте в большом зале стояла Летопись школы - огромный фолиант, около полуметра на 80 сантиметров, с металлической обложкой-чеканкой. В этой Летописи выпускники рисовали какую-нибудь многофигурную композицию все вместе, а потом вклеивали свои фото на лица героев картины. Эти листы Летописи вызывали у всех учеников дикий восторг: такая красивейшая книга! Это был настоящий праздник, когда директрисса торжественно доставала Летопись из ниши и разрешала нам посмотреть листы... И каждый в этот момент думал: и я тоже буду в этой красивой Летописи, обязательно буду!
Все эти небольшие традиции сплачивали всех учеников и учителей в единую семью или команду, которая слаженно и с удовольствием участвовала в процессе учёбы. Одно только празднование Нового года в большом зале чего стоило - весёлый праздник для всех классов, в подготовке которого участвовала вся школа. За это огромное-преогромное спасибо всему преподавательскому составу - предприимчивым и неординарным людям.
Теперь вернусь к описанию здания. Основные моменты я, повторюсь, набросала на плане. При входе над дверями учебного класса было закреплено чучело лисы - оно и пугало и удивляло одновременно. Вообще в классах было несколько чучел: шикарный фазан, воробей, голубь, белка. Лису уже не рисовали, она была очень старой и линяла. Помню свою детскую смесь восхищения и отвращения, которое внушали мне чучела... Но нам объясняли, что относиться к ним нужно как к предметам, которые нужно изучить и нарисовать.
Слева от входа была раздевалка, где мы любили играть в прятки среди шуб и курток. Когда я говорю "мы", я, конечно, подразумеваю "дети", то есть я, маленькая, и мои одноклассники. Напротив входа был первый учебный зал, там проходили занятия чаще всего подготовительного класса, в следующем году нашим классом стал соседний, тот самый, с макетами. Я очень хорошо помню свою первую учительницу в художественной школе - Диану Геннадьевну. Она была молодая и красивая и вызывала у меня искреннее восхищение и обожание. Она была архитектором по образованию и сделала те самые макеты на стене. Макеты были для детей как игрушки в витрине магазина - недоступной красотой, хотя всем очень хотелось их потрогать и поиграть с ними, чудесными крохотными домиками, с окошками и черепицей на крышах. Вот именно тогда профессия архитектора произвела на меня первое впечатление. Забавно, что дело было именно в макетах)) на протяжении своей учёбы в университете я терпеть не могла как раз делать макеты.
В тех окнах школы, что выходили на улицу, преподаватели выставляли лучшие работы учеников "лицом" наружу, чтобы их могли видеть прохожие. Помню, как я радовалась и бегала смотреть перед занятиями и после, когда в окне первый раз выставили мою работу - цветной рисунок кошки с бабочкой на носу.
Напротив нашего учебного класса был большой класс живописи. Тут я на плане немного напутала, вспомнила, что там были справа окна на стене (справа от входа), а значит комната выступала уголком... В этом классе была зеркальная стена, перед которой мы кривлялись, на подоконнике в клетке жили два звонко чирикающих кенара, на другом подоконнике стоял аквариум с рыбками. А ещё там стояла китайская ширма - чёрная, с лаковым рисунком и аппликацией из срезов перламутра - явно старинная. Её нашла на какой-то помойке одна из учительниц и спасла эту красоту.
Самым большим помещением школы был общий зал. Прямоугольное помещение, где справа был камин, столик со стульчиками, уголок-музей со старинными предметами быта, пианино, а слева - длинный стол с двумя огромными жёлтыми абажурами над ним, за которым проходили занятия историей искусств и рукоделием. А между этими двумя зонами - каминной и столовой - было общее свободное пространство с длинными диванами вдоль стен. На спинках диванов лежали вышивки, а все стены до потолка украшены работами учителей и учеников. На большой перемене в середине занятий мы обожали играть в этом зале, носиться с дивана на диван, прыгать на этих диванах. На праздники зал украшали, затапливали камин. Даже занятия историей искусств за большим столом напоминали не уроки-лекции, а семейное застолье, где тебе рассказывают интересные истории и показывают картинки и иллюстрации...

Подводя итог моему рассказу, скажу, что эта детская художественная школа была удивительным миром радости творчества. Самым настоящим местом силы, где для детей это был остров сокровищ и приключений, а для более взрослых учеников - источник вдохновения. Все мои счастливые воспоминания того периода жизни связаны именно с этой школой. В общеобразовательной школе у меня не ладилось с ребятами и было тяжело, зато в художественной у меня было много друзей, самая настоящая отдушина. Знания, полученные в этой школе очень долго поддерживали меня в творчестве, а воспоминания об этом светлом мирке греют до сих пор.
Хочется пожелать всем людям, работающим там, много-много всего самого хорошего, а самой школе - процветания и талантливых учеников. Вот фото школы с улицы, единственное, что мне удалось найти в интернете.

21_full

Комментариев нет:

Отправить комментарий